Наверх
В Якутске
24.01.2017 / 13:58
Сюжеты: Дело Валерия Доржиева Кинопоказ от "ГГ"

Политика

В профильном Комитете Госдумы рассмотрен проект федерального закона, инициированный Ил Тумэном

фото: Web
10.11 11:32
10180

10 ноября. Якутия. NVpress - 8 ноября 2016 года в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрели проект федерального закона № 557021-6 «О внесении изменений в статью 37 Закона Российской Федерации «О недрах» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части усиления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр).

В заседании Комитета Госдумы принял участие председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев и поделился с пресс-службой парламента Якутии подробностями обсуждения законопроекта.

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев: «На заседании Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям под руководством нового председателя Николая Николаева рассмотрен проект федерального закона № 557021-6, разработанный Ил Тумэном для усиления государственного геологического контроля за изучением, рациональным использованием и охраной недр.

По сути, мы предлагаем вывести государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр из-под действия Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Одновременно с этим предлагаем внести изменения в статью 37 Закона РФ «О недрах» и предлагаем установить, чтобы государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществлялся уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти регионов в виде плановых, внеплановых и рейдовых проверок.

Мы считаем, что положения Федерального закона № 294-ФЗ не учитывают ряд существенных особенностей осуществления государственного геологического надзора, касающихся, в частности, оснований и периодичности проведения плановых и внеплановых проверок, что приводит к невозможности своевременного предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства о недрах и условий лицензии на пользование недрами. В Федеральном законе № 294-ФЗ указан перечень видов государственного контроля (надзора), которые не подпадают под действие этого закона. Из этого перечня выпала проверка недропользователей-лицензиатов, занимающихся геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. 

В соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако некоторые недобросовестные недропользователи уклоняются от проведения проверок в эти сроки. Так, получают лицензии на один или два года, таким образом, изначально «выпадают» из контроля. Также за три года они могут переоформить лицензии на пользование недрами на новое юридическое лицо, могут реорганизоваться. В результате фиксируется много нарушений недропользования, что отрицательно влияет не только на формирование доходной части бюджета всех уровней, но и на экологическую ситуацию в Якутии, так как мы лишаемся законного права на контроль за добычей полезных ископаемых. 

Яркий пример – в Хангаласском улусе имеется 40 лицензиатов на добычу общераспространённых ископаемых – щебень, песок и т.д. Из них только примерно 10% являются плательщиками налога в местный бюджет и отчитываются, остальные – нет. 

Между тем, по всей территория Республики Саха (Якутия) осуществляют пользование недрами 409 хозяйствующих субъектов, имеющих 940 лицензий. Из них в соответствии с действующим законодательством только в 85 хозяйствующих субъектах смогли провести проверки их деятельности в области пользования недр, в ходе которых выявлено 121 нарушение условий пользования недрами. По участкам недр местного значения краткосрочные лицензии со сроками действия менее 1 года составляют 251. В итоге многие недропользователи выпадают из-под геологического надзора. Таким образом, назрела острая необходимость проведения плановых, внеплановых и рейдовых проверок.

Обсудив наш законопроект, члены профильного Комитета Госдумы в целом поддержали документ. Депутаты Госдумы отметили, что идея, предложенная парламентариями Якутии, необходима и полезна, направлена на защиту интересов государства в области недропользования, поскольку мы предлагаем идею упорядочения вопросов контроля и надзора за геологическим изучением, использованием и охраной недр. 

Члены Комитета Государственной Думы отметили необходимость и целесообразность таких изменений. Однако ранее к проекту закона были получены отрицательные заключения Правительства Российской Федерации и Правового управления Госдумы, несмотря на положительный отзыв Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, который поддерживает позицию парламента Якутии. В итоге профильный Комитет Государственной Думы рекомендовал Госсобранию (Ил Тумэн) изменить текст законопроекта до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении с учётом заключения Правительства РФ. 

Отмечено, что Министерством природных ресурсов и экологии России будет разрабатываться аналогичный проект федерального закона, который будет внесён в Госдуму Правительством РФ. Поэтому принято решение подождать альтернативный проект федерального закона, чтоб свериться с ним. В дальнейшем после внесения проекта закона Правительством РФ мы сможем отозвать свой законопроект с тем, чтобы присоединиться к их проекту закона. Таким образом, работа продолжается. Считаем, что наша инициатива получит соответствующее продолжение».

Пресс-служба Ил Тумэна 

Написать комментарий
Ник
Текст комментария