Наверх
В Якутске
24.01.2017 / 14:01
Сюжеты: Дело Валерия Доржиева Кинопоказ от "ГГ"

Политика

В Ил Тумэне обсудили вопросы обращения с отходами производства и потребления на территории Якутии

фото: Web
10.11 11:31
10311

10 ноября. Якутия. NVpress - Одного регионального оператора в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Якутии недостаточно. К такому выводу пришли участники парламентских слушаний на тему «Вопросы обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия)», проведённого сегодня, 9 ноября 2016 года, в Государственном Собрании (Ил Тумэн).

В мероприятии, организованном по инициативе постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии под председательством Владимира Прокопьева, приняли участие первый заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Анатолий Добрянцев, вице-спикер Ил Тумэна Виктор Губарев, народные депутаты республики Василий Местников, Александр Корякин, Дмитрий Саввин, Елена Голомарёва, Марфа Филиппова, Алёна Атласова, Иннокентий Васильев, Юрий Михайлов, Дмитрий Семёнов, министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Якутии Гаврил Левин, министр охраны природы республики Сахамин Афанасьев, и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) Сергей Сивцев, и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Якутии Наталья Борисова, первый заместитель министра имущественных и земельных отношения Якутии Виктор Афанасьев, председатель Государственного комитета Якутии по ценовой политике Антонина Винокурова, природоохранный прокурор республики Пётр Александров, представители республиканских министерств и ведомств, муниципальных образований, общественных объединений, средств массовой информации.

Председатель профильного парламентского комитета Владимир Прокопьев отметил, что в декабре 2014 года Госдумой был принят Федеральный закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», установивший абсолютно новую систему обращения с отходами. «Ряд субъектов Федерации, в том числе и наша республика, приступили к реализации различных программ, предусматривающих создание объектов переработки и захоронения отходов. Вопрос очень актуален для нас с учётом того, что наша северная природа очень хрупкая и требует особого обращения. Мы знаем, какой негативный след оставила человеческая деятельность на Севере», – сказал Владимир Прокопьев.

На территории Якутии ежегодно образуется 500 млн тонн отходов

Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Якутии Гаврил Левин со ссылкой на данные Росприроднадзора по Якутии сообщил, что на территории республики ежегодно образуется около 500 млн. тонн отходов производства и потребления, причём за 2015 год образовано 608 млн тонн отходов. Большую часть составляют отходы промышленных производств при добыче полезных ископаемых.

Обращение с твёрдыми коммунальными отходами производится по схеме «сбор-транспортирование-размещение на полигонах и санкционированных свалках». Контейнерная система сбора отходов организована только в многоквартирном жилищном фонде в городах и крупных населённых пунктах. Вывоз отходов осуществляется без предварительной обработки. В остальных поселениях население самостоятельно утилизирует отходы или вывозит на свалки. Система учёта сбора и использования вторичных материальных ресурсов отсутствует. В настоящее время государством регулируется только размещение твёрдых бытовых отходов на объектах размещения отходов. Тарифы на размещение отходов установлены для 25 организаций в 30 муниципальных образованиях республики. «Размер тарифа варьируется от 13,5 рублей - 265 рублей за 1 куб.м, отходов. Средний тариф по республике составляет 103 руб. за 1 куб. м. В республике работают порядка 160 лицензированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами. Цены на транспортирование отходов государством не регулируются, устанавливаются транспортировщиками самостоятельно и формируются на договорной основе», – сообщил Гаврил Левин.

По данным министра, из 471 объекта размещения отходов необходимую документацию имеют 348 объектов. В Государственном реестре объектов размещения отходов зарегистрировано только 12 объектов, предназначенных для твёрдых коммунальных отходов. Из 411-и муниципальных образований только в 30-и осуществляется регулируемый вывоз отходов. В остальных поселениях централизованный вывоз отходов не осуществляется, отсутствует соответствующая спецтехника.

Между тем отмечено, что работа с отходами требует больших финансовых затрат. По словам Левина, на проектирование, обустройство и строительство полигонов размещения твёрдых коммунальных отходов по предварительным оценкам требуется свыше 16 млрд. рублей. На строительство мусоросортировочных комплексов потребуется около 2,2 млрд. рублей, на устройство станций термического обезвреживания отходов, станций сжигания отходов – 176 млн. рублей.

Федеральный закон № 458-ФЗ внёс существенные изменения в систему обращения с отходами

Участники парламентских слушаний отметили, что Федеральный закон № 458-ФЗ положил фундамент новой системы обращения с отходами. Так, законом введено новое понятие «твёрдые коммунальные отходы» (ТКО). Законом перераспределены полномочия и ответственность в области обращения с отходами. Основными нормативными документами, на базе которых будет реализовываться политика регионов в сфере обращения с отходами, станут два документа – региональная программа и территориальная схема обращения с отходами.

В Якутии разработана и утверждена Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) на 2017-2026 годы. 29 октября 2016 года принято постановление Правительства республики № 399 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия)». Подготовлен проект Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В целях создания замкнутых циклов обращения с твёрдыми коммунальными отходами каждый регион страны наделён полномочием выбора на конкурсной основе одной или нескольких организаций - «региональных операторов».

Одного регионального оператора в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Якутии недостаточно

Гаврил Левин сообщил, что в Якутии принято решение об определении одного регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. По его словам, в настоящее время ведётся подготовка конкурсной документации для проведения отбора регионального оператора. Приказом Министерства образована конкурсная комиссия по отбору регионального оператора, утверждены состав и положение Комиссии. Для проведения конкурсного отбора ожидается утверждение Федеральной антимонопольной службой России методики расчёта регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Между тем, участники парламентских слушаний выразили абсолютное несогласие с данным решением комиссии. По мнению многих участников дискуссии, одного регионального оператора на всей территории Якутии недостаточно. «У одного единственного регионального оператора будут огромные полномочия. Кто предполагается для огромного масштаба работы? Какое предприятие возьмётся? Идёт ли предварительная работа? Сейчас даже методики нет, а уже через 1,5 месяца – 28 декабря 2016 года – должен состояться конкурс по определению регионального оператора» – спросил первый вице-спикер Ил Тумэна Анатолий Добрянцев. Ответ представителей исполнительной власти о том, что оператора определит конкурс, не удовлетворил народных депутатов Якутии. Парламентарий республики Дмитрий Семенов отметил, что в конкурсе может победить не местное предприятие, а из другого региона, так как конкурс будет проводиться на территории всей страны.

По мнению депутата Якутской городской Думы Владимира Аммосова, региональных операторов в республике должно быть, как минимум, два – один из них в Якутске, тем более федеральный законодатель даёт такое право. Также высказал замечание по поводу не проведения публичных слушаний по обсуждению Территориальной схемы обращения с ТКО на 2017-2026 годы. Предложение депутата поддержал заместитель главы Окружной администрации города Якутска Дмитрий Садовников.

Природоохранный прокурор республики Пётр Александров сообщил, что Территориальная схема «разрабатывалась со сложностями, несвоевременно, не в полном объёме». «Причина – подрядчик не выполнил свои обязательства по разработке Территориальной схемы, и документ позже был разработан министерством ЖКХ и энергетики республики. Мы не должны уповать на конкурс, кто-то придёт и решит все наши проблемы. Никто благотворительностью заниматься не будет», – сказал прокурор и предложил разработать резервные варианты. По его мнению, вполне возможен вариант, когда на конкурс никто не объявится. Пётр Александров напомнил, что из 471 свалки соответствующими требованиями признано всего 6 свалок. «На всех остальных свалках закон запрещает вываливать мусор. Свалка Якутска по Вилюйскому тракту высотой уже 11 метров, она выше деревьев!» – сказал природоохранный прокурор.

Чем будет заниматься региональный оператор?

Региональный оператор организовывает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию и захоронение ТКО, осуществляет координацию, контроль и учёт оборота ТКО, организовывает процессы строительства объектов обращения с ТКО, занимается включением всех отходообразователей и действующих операторов отходов в единую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. На основании конкурсного отбора статус регионального оператора присваивается сроком не менее 10 лет.

За 9 месяцев 2016 года предъявлен 381 административный штраф на сумму 4 млн 974 тыс. рублей в сфере обращения с отходами

С 1 января текущего года на министерство охраны природы республики возложены новые полномочия по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки, приём отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов. По данным Сахамина Афанасьева, за 9 месяцев 2016 года поступило 262 заявления об утверждении нормативов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также 1 554 отчётов об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов. Также за отчётный период территориальными подразделениями министерства проведено около 1 500 контрольно-надзорных мероприятий, выявлено 766 нарушений, предъявлен 381 административный штраф на сумму 4 млн 974 тыс. рублей. По мнению министра, основной проблемой на территории Якутии является отсутствие объектов размещения отходов, соответствующих санитарным и экологическим требованиям.

По словам заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) Татьяны Ивановой, федеральному государственному экологическому надзору в Якутии подлежат 363 хозяйствующих субъектов и 1 150 объектов. На 1 ноября 2016 года в республике эксплуатируется 471 объект размещения коммунальных отходов в населённых пунктах, которые не соответствуют требованиям, установленным федеральным законодательством.

Ответы на вопросы парламентариев Якутии выявили ряд других проблем

Ответ на вопрос народного депутата республики Алёны Атласовой дал понять, что в республике не решён вопрос утилизации медицинских отходов. По словам заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Якутии Натальи Борисовой, медицинские учреждения особенно в сельских поселениях не обеспечены инсинераторами. Сжигание биологических отходов производится не на специально отведённых и оборудованных площадках, а примитивным способом, путём их сжигания с использованием отработанных автомобильных шин.

Вице-спикер Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев задал несколько вопросов, в том числе вопрос об утилизации металлолома в арктических и северных улусах. По словам министра Сахамина Афанасьева, по расчётам для полной очистки металлолома из Арктики требуется 62 млрд рублей. Объёмы накопления лома цветного и черного металлов составляют порядка 5 млн тонн в 150 точках накопления. Источник финансирования не изыскан, не отработано включение мероприятий по очистке от металлолома в Федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы».

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна Елена Голомарёва в который раз отметила необходимость финансирования Экологического фонда Якутии. Ответ на вопрос Елены Христофоровны о планах по раздельному сбору отходов вызвал дискуссию о низкой культуре населения в вопросах обращения с отходами, о росте несанкционированных свалок. Так, в 2015 году в Якутии выявлено 396 мест несанкционированного размещения твёрдых бытовых отходов на площади свыше 24 га.

Народные депутаты республики Василий Местников, Юрий Михайлов и Иннокентий Васильев задали вопросы о финансировании мероприятий и тарифах в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Отвечая на вопрос парламентария Марфы Филипповой, Гаврил Левин заверил, что старыми свалками тоже займутся, не сразу, а постепенно. Вообще создание системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории республики планируется осуществлять поэтапно: организационно-подготовительный период будет проведён в 2016-2017 годах, переходный период с 2018 по 2026 годы.

Также ответы на вопросы народных депутатов республики выявили целый ряд проблем. К примеру, в Якутии имеется всего три организации по переработке ртутьсодержащих ламп и приборов – в Якутске и Алдане. Мусоросортировочные и мусороперерабатывающие производства в республике отсутствуют. Отходы 1 и 2 класса опасности – ртутьсодержащие лампы, приборы, аккумуляторы, батарейки, отработанные масла, химикаты и прочие – не обезвреживаются и захораниваются на полигонах вместе с другими видами отходов в нарушение законодательства в сфере экологии.

Председатель Хангаласского улусного Совета депутатов Борис Протодьяконов отметил, что в Хангаласском улусе нет ни одного полигона, который бы отвечал требованиям законодательства. Согласно новой Территориальной схеме. в улусе будет построено 23 новых полигона. «А до этого кто будет нести ответственность за необорудованные объекты размещения отходов?» – задал он риторический вопрос. По его мнению, закон не учитывает специфики Севера. К примеру, как утилизировать мёрзлые коммунальные отходы? Вопросов у муниципалитетов больше, чем ответов.

Подводя итоги

Первый заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Анатолий Добрянцев ещё раз обратил внимание на то, что через 1,5 месяца должен состояться конкурс на определение регионального оператора. «Правительству республики, профильному министерству необходимо провести работу в этом направлении. Региональный оператор должен базироваться в Якутске, иметь хорошую материально-техническую базу», – сказал он.

Председатель профильного комитета парламента Якутии Владимир Прокопьев отметил, что Федеральный закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» является прогрессивным и в целом позитивным, но имеет ряд недостатков, так как не учитывает региональные особенности. Председатель комитета поддержал предложение об определении нескольких региональных операторов. «Федеральный закон не требует, чтобы в регионе был один единственный оператор. Учитывая особенности и специфику республики, нужно в рекомендациях подчеркнуть наше предложение», – сказал он и предложил внести в проект рекомендаций участников парламентских слушаний предложения до пятницы, 11 ноября 2016 года. Владимир Прокопьев отметил, что рекомендации будут утверждены на XXV (очередном) пленарном заседании Ил Тумэна.

В частности, Правительству Республики Саха (Якутия) рекомендовано в срок до 31 декабря 2016 года утвердить региональную программу в области обращения с отходами производства и потребления на территории республики на 2017 – 2021 годы, в которой предусмотреть мероприятия по очистке территорий арктических улусов от накопленного металлолома; по проектированию, строительству и рекультивации объектов размещения отходов, расположенных на территории муниципальных образований. Также рекомендовано ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов в части установления правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; утверждения предельных тарифов и установления нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов. Предложено разработать и внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) проект закона республики в части правового определения понятия «участие органов местного самоуправления в области обращения с отходами» в соответствии со статьей 8.1 Федерального закон «Об отходах производства и потребления».

Также предложены рекомендации в адрес министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики, министерства охраны природы Якутии, министерства промышленности региона, министерства экономики республики, Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).

Пресс-служба Ил Тумэна

Написать комментарий
Ник
Текст комментария